5 мая начнется акция в поддержку Бородинского поля. Около пяти тысяч человек на этом историческом месте в Можайском районе Подмосковья дадут обязательство "хранить Бородинские места".
Участники акции "Бородинские рубежи" будут облагораживать Шевардинский парк и Кавалергардскую рощу, высадят плодовый сад. Но главная цель ее, поясняют в правительстве Московской области, привлечь внимание к проблеме сохранения исторической памяти, к сохранению этого святого поля брани.
Дело в том, что еще недавно здесь велось массовое строительство домов.
Музей-заповедник, имеющий федеральный статус, раскинулся на территории почти 11 тысяч гектаров. В начале 90-х прошлого века он был внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. И тогда же были утверждены его границы, охранные зоны, особый режим содержания. А это значит, что строительство новых населенных пунктов, поселков дачников или садоводов здесь запрещено. Возводить дома (причем только усадебного типа) на Бородинском поле можно только по согласованию с органами охраны памятников. "Долгое время так и было. В 2007 году музей даже получил премию ЮНЕСКО за сохранение культурного ландшафта", - рассказал директор Бородинского музея-заповедника Михаил Черепашенец.
Беспредел начался в прошлом году. На поле, где в сентябре 1812 года произошла "битва гигантов", расположено 27 поселений, воинская часть, две железнодорожные станции. Двадцать лет назад часть принадлежавших колхозам земель сельскохозназначения передали бесплатно местным жителям "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства". Это 86 земельных участков общей площадью 658 гектаров, которые находятся зачастую на местах главных событий Бородинской битвы. Фермеры на Бородинском поле так и не пришли, многие участки проданы за бесценок. Именно на этих землях местная администрация стала по просьбам новых хозяев менять вид разрешенного использования "под дачное строительство". Согласно федеральному закону о местном самоуправлении, подписи главы сельского поселения достаточно, чтобы здесь развернулось стройка. Для перевода земель под дачное строительство необходимо провести общественные слушания. Формально они были организованы, рассказывает директор музея. Но даже если большинство голосов были против, местная администрация в расчет это не брала. А на кону стояли большие деньги. Земля здесь дорогущая. По оценкам риэлторов, сотка в экологически чистом районе с видом на памятники стоит 5-7 тысяч евро. Понятно, что нашлись желающие нажиться на золотой земле.
В сентябре прошлого года массовое строительство домов началось в районе деревни Фомкино (30 гектаров на месте расположения французских войск), Старого Села и дачного поселка Венки (13 и 15 гектаров на местах действий казачьего корпуса Михаила Платова). В разных местах святой земли в грунт стали вгрызаться бульдозеры... Музей забил в колокола: протесты были отправлены и главе сельского поселения Бородинское Майе Склюевой и главе Можайского района Дмитрию Белановичу. Но в районе только разводили руками: если строительство ведется, значит, на основании разрешительных документов, а в администрации поселения утверждали: нам надо развиваться!
В ноябре стройматериалы для коттеджей стали завозить уже рядом с деревней Семеновское, бок о бок с памятниками 2-й кирасирской дивизии и лейб-гвардии Финляндскому полку. Предприимчивый хозяин решил устроить себе на месте отражения русской гвардией атак наполеоновской кавалерии даже искусственный пруд. Никаких разрешительных документов руководству музея представлено не было.
Согласно режиму содержания территории Бородинского музея-заповедника, расширение исторически сложившихся населенных пунктов на ней запрещено. Местная же администрация продолжала планомерно выносить постановления, разрешающие использовать земли музея-заповедника под дачное строительство. Строители торопливо стучали молотками, работала техника. В результате на нескольких десятках гектаров был варварски уничтожен культурный слой поля Бородинского сражения на глубину 20-30 сантиметров. Там еще оставались драгоценные следы битвы: ядра, пули, детали амуниции - все то, что позволяет историкам восстанавливать до сих пор невыясненные обстоятельства сражения. Здесь же проходил и передовой рубеж Можайской линии обороны Москвы во время Великой Отечественной войны. Земля хранила тайны и этого периода…
Наконец-то в дело вмешалась Можайская прокуратура и Росохранкультура. В ходе проверок, проведенных зимой, были выявлены факты нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия при строительстве домов в районе деревень Семеновское, Фомкино, Старое Село, СНТ "Венки". Городская прокуратура направила главе сельского поселения Бородинское Майе Склюевой предостережение. В действиях должностных лиц органов местного самоуправления Можайского муниципального района установлены "признаки преступления". Материалы проверки были направлены "в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании".
Сотрудники Бородинского музея-заповедника уже готовы были вздохнуть с облегчением. Ан, нет. Как пояснили "РГ" в администрации музея, прокуратура установила, что распоряжение землями на территории Бородинского музея-заповедника "является исключительной компетенцией федеральных органов власти". Между тем, администрация Можайского района через свою газету "Новая жизнь" проинформировала всех о предстоящем предоставлении "для дачного строительства" шести участков в деревне Горки. Получившая предостережение Склюева решила десять гектаров, переоформленных ею ранее под дачное строительство, включить в границы деревни Ковалево - ведь на территории населенных пунктов строить можно. Уверенная, что в законодательстве есть лазейки, она писала: "Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой".
В общем, сохранялась опасность того, что потерявшие совесть люди, которые хотят строить свои дачи на костях героев Бородина, могут в клочья разорвать Бородинское поле накануне 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года, которая через год согласно Указу Президента Российской Федерации будет праздноваться на государственном уровне.
Но в дело вмешался губернатор Громов. Он поручил создать в правительстве Московской области специальную группу, которая в ежедневном режиме отслеживала бы ситуацию вокруг музея-заповедника. И потребовал от администрации Можайского района создать такую же группу на своем уровне. Беспредел вроде бы остановили.
В конце февраля президент России Дмитрий Медведев подписал закон, закрепляющий статус музеев-заповедников. "Огромные территории с уникальным комплексом архитектурных и природных богатств страны на протяжении многих лет не имели правового статуса, - пояснял председатель комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев. - Теперь музеи-заповедники и музеи-усадьбы, которые на протяжении десятков лет трепетно сохраняли переданное им культурное наследие и обеспечивали доступ к нему граждан, смогут осуществлять свою деятельность на законном основании". Он подчеркивал: "Надеюсь, что принятие данного законопроекта позволит предотвратить застройку знаменитых территорий, чтобы у нас не складывалось таких ситуаций, которая сейчас происходит с Бородинским полем".
Но, похоже, здесь проблема все же не решена окончательно. В собственности Бородинского музея-заповедника находится только 120 га. Остальное, по словам зампреда правительства Московской области Виктора Егерева, земли акционерных обществ, бывших четырех колхозов, крестьяно-фермерских хозяйств. "Сохранить Бородинское поле можно, лишь выкупив землю площадью 1200 га, которая сейчас находится у частников", - пояснил он журналистам. Но найдутся ли у федерального центра на это деньги и как быстро?
Так что акция "Бородинские рубежи" будут совсем не лишней. Ее участники станут по очереди патрулировать исторические места ежедневно и публиковать свои отчеты в интернете.